(23.07. 1431 - 25.04.1449), католич. Церкви эпохи Соборного движения, проходил в г. Базель (совр. Швейцария) и состоял из 50 сессий. В работе Б. С., растянувшейся почти на 15 лет, выделяют 4 этапа: 1431-1433 гг.- открытие и 1-й конфликт с папой; 1433-1437 гг.- принятие основных постановлений по вопросам реформы Церкви и активное участие в международной политике; 1437-1447 гг.- 2-й конфликт с папой; папа переносит заседания в Феррару; низложение папы, выбор антипапы; 1447-1449 гг.- перенос заседаний в Лозанну и самороспуск Собора. Католич. Церковь признает легитимными лишь первые 25 сессий Собора, прошедшие в 1431-1437 гг. Заседания оставшейся в Базеле большей части участников Собора в 1437-1448 гг., равно как и работа его в Лозанне в 1448-1449 гг., католич. Церковью рассматриваются как схизматические. Заседания «папского» Собора в Ферраре (затем во Флоренции и Риме) называются в зависимости от историографической традиции либо отдельным Собором (Ферраро-Флорентийским), либо единым 17-м «вселенским» Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римским Собором.
Б. С. должен был решить комплекс проблем, связанных со схизмой в католич. Церкви (1378-1417), с необходимостью всестороннего реформирования не только церковной организации, но и всей церковной жизни. Сторонники Соборного движения, среди к-рых были в основном богословы и юристы, представители ун-тов, городов, поддерживаемые частью высших церковных иерархов (особенно во Франции и в Германии) и нек-рыми светскими правителями, видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе Церкви «во главе и членах», главным элементом к-рой было ограничение папской власти и расширение полномочий «вселенских» Соборов как верховных органов католич. Церкви, заменивших папу в роли верховного судьи и ставших высшей апелляционной инстанцией. Б. С. также должен был решить вопрос об учении Я. Гуса, осужденного на Констанцском Соборе, и о его последователях гуситах. Уже в ходе работы Собора был поднят вопрос об унии Зап. и Вост. Церквей. Т. о., главными вопросами Собора стали умиротворение христ. мира и всеобщая реформа Церкви.
Однако вопреки решению, принятому Сиенским Собором, определившим дату созыва и место следующего Собора, папа Мартин V, противник концилиаристских идей, оттягивал его созыв. Лишь под давлением светских государей буллой от 1 февр. 1431 г. он объявил о дате созыва, назначив кард. Юлиана (Джулиано) Чезарини президентом с правом управлять работой Собора, переносить и закрывать его. После смерти Мартина V 20 февр. 1431 г. эта булла и сделанные им назначения были подтверждены новым папой Евгением IV. Неблагоприятные обстоятельства (гуситские войны в Чехии, стычки в окрестностях Базеля между отрядами воюющих герцога Австрийского и Филиппа Доброго, герц. Бургундского) сорвали намеченное открытие Собора. Многие из приглашенных участников не смогли прибыть в Базель в срок, а среди тех, кто приехал, большинство составляли не епископы и аббаты, традиц. участники Соборов, а представители ун-тов, городов, послы светских государей, обладатели средних церковных должностей (каноники кафедральных церквей, приходские священники) с учеными степенями теологов и правоведов, активные сторонники реформ по ограничению папской власти. Они не являлись в строгом смысле полноправными участниками Собора, т. к. обладали лишь совещательными голосами, хотя и претендовали на большее, подчеркивая свой приоритет в решении богословских вопросов. Доминиканцу Иоанну (Стойковичу) из Рагузы (совр. Дубровник) и арагонскому архидиак. Хуану из Паломары, заместителям задержавшегося в Чехии из-за войны с гуситами кард. Чезарини, открывшим вместо него 23 июля 1431 г. Б. С., не удалось добиться полной явки участников. Кард. Чезарини, прибывший в Базель 9 сент. 1431 г., разослал приглашенным письма с требованиями ускорить приезд. Враждебно настроенный к Собору папа Евгений IV попытался воспользоваться ситуацией и издал 2 буллы от 12 нояб. 1431 г., предписывавшие Чезарини распустить Собор, а прелатам явиться на новый Собор в Болонье через 18 месяцев. Эти требования были подтверждены буллой «Quoniam alto» от 18 дек. 1431 г. Свое решение папа мотивировал тем, что лишь 1/10 присутствовавших на Б. С. имела сан епископа, указывалось на безопасность нового места и перспективы приглашения в Италию греков для объединения Церквей. Однако кард. Чезарини, еще не зная об этом, официально открыл заседания Собора 14 дек. 1431 г. Уже на 1-й сессии Б. С. выказал свою приверженность идеям Соборного движения: он провозгласил свою законность и легитимность как преемника Констанцского Собора, подтвердил его декреты (в частности, декрет «Frequens» о регулярном проведении «вселенских» Соборов и декреты о верховенстве «вселенского» Собора над папой, т. к. Собор, являясь представительством всей Церкви, получает свою власть непосредственно от Христа, следов., все (включая папу Римского) обязаны повиноваться ему) и определил свои задачи: искоренение ереси (имелось в виду гуситское движение), восстановление мира между христ. народами и проведение всеобъемлющей реформы Церкви. Когда же в янв. 1432 г. стало известно о роспуске Собора папой, его участники отказались подчиниться этому решению. Кард. Чезарини попросил папу отменить роспуск за недостаточностью причин (т. к. Собор работает и уже провел первую сессию) и почти одновременно обратился за помощью к герм. кор. Сигизмунду и др. светским государям с просьбой воспрепятствовать закрытию Собора. Получив поддержку Сигизмунда, Б. С. на сессиях в 1432-1433 гг. оспорил право папы распускать Собор и потребовал, чтобы папа лично явился в Базель для урегулирования конфликта, угрожая в случае неподчинения судить его и лишить сана. Попытки переговоров между Б. С. и папой потерпели неудачу. Вслед за Сигизмундом Собор был поддержан др. европ. государями. В Базель продолжали съезжаться участники, был установлен порядок работы Собора, налажено делопроизводство, началось обсуждение основных вопросов. В условиях ослабления позиций папы из-за восстания в Риме и усиления авторитета Б. С. Евгений IV вынужден был пойти на уступки. 31 мая 1433 г. он короновал в Риме поддерживавшего Б. С. герм. кор. Сигизмунда в императоры, а 15 дек. 1433 г. буллой «Dudum sacrum» отменил свое решение о роспуске Б. С., признав как сам Собор, так и принятые на нем решения.
Благодаря поддержке светских государей Б. С. стал оспаривать у папы роль посредника-миротворца в разрешении внутри- и межгос. конфликтов в Зап. Европе. Он пытался посредничать в урегулировании споров между Бургундией и Австрией, Францией и Англией, Польшей и Литвой, Бургундией и Миланом, Венецией и Аквилейским Патриархатом, в конфликтах между герм. имперскими князьями. Наиболее значимыми достижениями были переговоры с умеренными гуситами-чашниками и заключенные в нояб. 1433 г. Пражские компактаты, признававшие в Чехии Причащение под обоими видами, хлебом и вином, для мирян и свободу церковной проповеди в духе гусизма, перемирие между Францией и Англией, состоявшееся на конгрессе в Аррасе (1435), и участие в 1435-1436 гг. в подготовке унии между Вост. и Зап. Церквами (см. кн. Gill J., а также в ст. Ферраро-Флорентийский Собор). После многолетних дискуссий 15 янв. 1437 г. Собор ратифицировал компромиссные условия договора в Иглау (Иглауские компактаты, 1436) между гуситами и кор. Сигизмундом, составленные на базе Пражских компактат и затрагивавшие в т. ч. и светские вопросы (в частности, о судьбе утраченных церковных земель).
Несмотря на трудности созыва и сбора участников, а также обвинения со стороны папы в малочисленности, Б. С. был довольно представительным. До сер. 1443 г. в нем приняло участие в общей сложности ок. 3500 чел. Однако одновременно в заседаниях участвовали не более 450 членов Собора. Участники Б. С. перешли от обсуждения по «нациям» (см. в ст. Констанцский Собор) к работе в специализированных комиссиях (декрет от 6 сент. 1432): все члены Собора поровну от каждой из «наций» и от каждой ступени церковной иерархии были распределены по 4 депутациям: веры (fidei), мира (pacis), реформы Церкви (reformatorii) и общих дел (de communibus). Заседания в депутациях, возглавляемых президентами, проходили 3 раза в неделю, выработанные решения должны были быть утверждены во всех др. депутациях, после чего оглашались на общих сессиях Собора по пятницам. Особые выборные комиссии ведали приемом новых членов Собора и хранили печать. Все участники должны были присягнуть Собору в подчинении принятым постановлениям. Поскольку Б. С. оспаривал у папы роль высшей апелляционной инстанции, к нему поступали многочисленные прошения (преимущественно в делах о пребендах и бенефициях), на Соборе существовали выборный судья, адвокаты, нотарии, была организована канцелярия (хотя затягивание дел и коррупция процветали не меньше, чем в Римской курии). Решение вопросов на Б. С. тормозилось борьбой национальных групп, отстаивавших интересы своих гос-в. Несмотря на то что уже на 1-м заседании было принято постановление о недопустимости местнических споров, между участниками Б. С. не прекращались конфликты из-за того, кто по своему рангу имеет право занимать более почетное место (напр., споры между представителями герм. курфюрстов и Бургундии, Бургундии и Бретани, Англии и Франции и особенно Англии и Кастилии).
В 1433-1436 гг. Б. С. принял ряд декретов по реформе Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против распущенности духовенства, против симонии, против необоснованного вынесения церковными судьями отлучений и интердиктов, об ограничении прав апелляции к папскому суду, об отношении к иудеям и неверным и др. Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (прежде всего во Франции и в Германии). Наиболее важными и вызвавшими особые протесты со стороны папы и его сторонников являются декреты о новом порядке папских выборов и назначения кардиналов и об отмене аннатов и др. платежей в папскую казну, связанных с получением бенефициев. Коллегия кардиналов наделялась новыми полномочиями, позволявшими ей контролировать принятие решений папой. В ее распоряжение поступала половина доходов Патримония св. Петра. Число кардиналов ограничивалось 24, при этом было установлено, что представители одной нации не могут составлять более 1/3 от их общего числа. Все члены коллегии должны были иметь степени д-ров богословия или права. Кроме того, при восшествии на престол папа был обязан дать клятву регулярно созывать Соборы, подчиняться принятым на них решениям. Важнейшим богословским декретом является признание на Б. С. 17 сент. 1439 г. догмата о Непорочном зачатии Богородицы, установление праздника в его честь (8 дек.). Этот декрет также не был признан католич. Церковью, поскольку был принят уже после переноса Собора в Феррару (см. в ст. Непорочное зачатие).
Конфликт между Б. С. и папой Евгением IV обострился также из-за разногласий по поводу места проведения буд. объединительного Собора с Вост. Церковью. Папские сторонники предлагали один из городов Италии, профранцузски настроенные члены Собора - Авиньон или один из городов герц-ства Савойя, но большинство участников выступало за Базель. Обсуждение этого вопроса вызвало раскол среди участников Собора. Сторонники папы во главе с кард. Чезарини демонстративно покинули Базель. Оставшиеся же участники Собора, во главе к-рых встал архиеп. Арля кард. Луи Алеман, франц. председатель Собора, вступили в открытое противостояние с Евгением IV. 31 июля 1437 г. Б. С. потребовал, чтобы папа в течение 60 дней явился в Базель на суд. Евгений IV ответил буллой от 18 сент. 1437 г. «Doctoris gentium» о переносе Собора в Феррару, мотивируя свое решение бесплодностью Б. С. и желанием греков. На заседании 1 окт. 1437 г. Б. С. обвинил папу в неповиновении, пригрозив ему низложением, а 12 окт. объявил буллу о переносе Собора недействительной. Евгений IV 8 янв. 1438 г. открыл в Ферраре новый Собор, главным вопросом на нем должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Папа отлучил оставшихся участников Б. С., они в свою очередь временно отрешили от власти Евгения IV, порицая его в т. ч. и за уступки, сделанные грекам при заключении унии. Стремясь заручиться поддержкой европ. государей, прежде всего Свящ. Римской империи и Франции, участники Б. С. отправили во Францию декреты о реформе Церкви, принятые на 17-25-й сессиях Собора. Именно они легли в основу Буржской прагматической санкции (1438), ознаменовавшей собой появление национальной галликанской Церкви. Также было отправлено посольство в Германию. Нем. курфюрсты на рейхстаге во Франкфурте (1438) заявили о своей нейтральной позиции в конфликте Б. С. с папой. Однако на рейхстаге в Майнце они поддержали декреты Собора о церковной реформе (т. н. Mainzer Akzeptation, 1439).
16 мая 1439 г. был опубликован самый известный декрет Б. С., получивший название «Tres veritates» (Три истины), представляющий собой наиболее радикальное воплощение на практике идей Соборного движения. 3 положения декрета Констанцского Собора «Haec sancta» провозглашались в нем догматами веры: признано верховенство Собора как представительства всей Церкви над папой; папа не может перенести Собор в др. место, отсрочить или распустить его; тот, кто не повинуется этим 2 догматам, объявлялся еретиком. Декрет был осужден и запрещен папской буллой «Moyses vir Dei» от 4 сент. 1439 г. Однако, руководствуясь «Tres veritates», Б. С. низложил Евгения IV, виновного в симонии, еретика, клятвопреступника и схизматика, и избрал папой под именем Феликса V герц. Савойского Амедея VIII. Появление антипапы грозило новым расколом католич. Церкви, однако в отличие от схизмы 1378-1417 гг. светские государи в большинстве своем не поддержали Феликса V. Новый герм. имп. Фридрих III, франц. кор. Карл VII и др. правители Европы встали на сторону Евгения IV; на стороне Б. С. и антипапы были герцог Савойский (сын Феликса V) и швейцарцы. Нем. курфюрсты попытались использовать Б. С. в своих политических интересах. Добиваясь большей независимости от Рима, стремясь ограничить вмешательство папы в процесс назначения прелатов на вакантные должности и распределения бенефициев в Германии, выступая за отмену аннатов и проведение церковной реформы, они угрожали поддержать Б. С. и Феликса V. Между представителями императора (Э. С. Пикколомини, буд. папа Пий II), папы (богослов Николай Кузанский) и курфюрстов начались переговоры, решившие судьбу Б. С. В 1447 г. было достигнуто соглашение с курфюрстами. Имперские чины признали Евгения IV законным папой (впосл. Фридрих III, а затем имперские князья заключили отдельные договоры с Римской курией). В свою очередь папа вынужден был согласиться на созыв нового Собора в Германии и признать декреты Констанцского Собора о регулярности созыва «вселенских» Соборов и их верховенстве над папой. В ходе переговоров с участниками Б. С. было достигнуто соглашение о том, что Феликс V на почетных условиях (ему был предложен сан кардинала) отрекается от папского престола (7 апр. 1449), а новый папа Николай V был признан Б. С. законным преемником Феликса V. 25 апр. 1449 г. Б. С., проводивший с 1447 г. заседания в Лозанне, принял решение о своем закрытии. Фактическая неудача Б. С. в проведении реформы католич. Церкви (его декреты не были официально признаны Римским престолом) стала впосл. одной из предпосылок Реформации.
Деятельность Б. С. ознаменовала наивысший взлет всех течений в концилиаризме (и затем их быстрый упадок) и породила большое количество трактатов сторонников и противников Соборного движения, где затрагивались отдельные вопросы реформы Церкви (аннаты, запрет папского вмешательства в назначение на вакантные церковные должности, председательство папских легатов на Соборе, индульгенции) и была предпринята попытка определить полномочия, структуру, задачи Соборов. В работе Б. С. в разное время принимали участие мн. известные теологи и юристы, Хуан де Торквемада, правоведы А. Розелли, Н. деи Тудески. В защиту решений, принятых на Б. С., выступили Иоанн Стойкович из Рагузы с соч. «De ecclesia» (О Церкви); Геймерик из Кампо с «Disputatio de potestate ecclesiastica» (Размышление о власти в Церкви), Хуан из Сеговии с трактатом «De magna auctoritate episcoporum in concilio generali» (О большой власти епископов на вселенском Соборе); среди сторонников папы были Хуан де Торквемада с «Oratio synodalis de primatu» (Речь перед Собором о примате [папы]», «Summa de ecclesia» (Сумма о Церкви), канонист Пьетро да Монте, написавший «De summi pontificis potestate» (О власти верховного понтифика), и А. Розелли с соч. «De monarchia» (О монархии). Большое распространение в рукописях получили сочинения, появившиеся в период переговоров и полемики с гуситами, а также сочинения по др. богословским вопросам, обсуждавшимся на Б. С. (учение Августина Фаварони, осужденное Собором, догмат о Непорочном зачатии). Рукописные протоколы Собора, постановления, сочинения, трактаты и дневники участников (напр., дневник Хуана из Сеговии) хранятся в б-ках Базеля и Парижа. Их публикация была начата в кон. XV в.